Библиографическая ссылка: Матова Н.И. Институциональные проблемы изъятия и целевого использования туристской природной ренты // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2013 г.: в 34 частях. Часть 20; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. 165 с. - C.83-85
Основной принцип экономики природопользования – платность использования природных ресурсов – должен в равной степени распространяться и на пользователей туристскими природными ресурсами. В силу того, что туристские и лечебно-рекреационные природные ресурсы являются основным фактором производства туристского продукта на курортах и других лечебно-оздоровительных местностях, можно говорить о существовании туристской природной ренты. Рентообразующим фактором в данном случае выступают показатели качества туристско-рекреационных ресурсов, определяющих уровень дохода от оказания сходных по составу туристских услуг на различных рекреационных территориях.
Однако отлаженного механизма изъятия природной туристской ренты как факторного платежа пользователя ресурсов их собственнику в отечественной финансовой и налоговой практике сегодня не существует. Действующая налоговая система не предусматривает какого-либо специфического платежа за пользование туристскими природными ресурсами. Рассмотрим существующие ресурсные налоги и платежи, которые можно считать опосредованно относящимися к туристским природным ресурсам:
- Плата за землю. В отношении туристских ресурсов в подавляющем большинстве случаев речь идет о земле особо охраняемых природных территорий (ООПТ), где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое рекреационное и оздоровительное значение. В соответствии со Статьей 95 Земельного кодекса РФ, земли ООПТ относятся к объектам общенационального достояния и находятся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности. В силу этого хозяйствующие субъекты, ведущие рекреационно-туристскую деятельность на курортах, лечебно-оздоровительных местностях и прочих ООПТ, оплачивают собственнику арендную плату за землю. В определенных случаях допускается включение в земли ООПТ участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, и в этом случае речь идет о земельном налоге в местный бюджет как форме платы за пользование ресурсом.
- Плата за водные ресурсы как туристский ресурс: объектом налогообложения водным налогом признаются использование акватории водных объектов в рекреационных целях.
- Недра в туристской индустрии используются как источник природных лечебных (минеральных) ресурсов (лечебные грязи, минеральные воды). У добывающей компании возникает обязательство по уплате налога на добычу полезных ископаемых, если лечебные ресурсы добываются на морской акватории – платежи за пользование акваторией и участками морского дна. В случае получения права на пользование недрами и начале добывающей деятельности на данном участке хозяйствующие субъекты уплачивают сбор за участие в конкурсе (аукционе) и разовые платежи за пользование недрами.
Очевидны недостатки приведенной выше системы платежей с точки зрения обеспечения изъятия обоснованной туристской природной ренты:
- не учитывается в явном виде туристская (рекреационная, лечебная) специфика данных ресурсов;
- далеко не полный охват туристских природных ресурсов: нет механизма платности использования неисчерпаемых и возобновимых ресурсов, таких как аттрактивные ландшафтные комплексы, эко- и биосистемы, лечебный климат;
- отсутствует механизм целевого использования платежей для обеспечения сохранности, восстановления и рационального использования природных туристско-рекреационных ресурсов. Несмотря на то, что рентные платежи, являясь платой за пользование ресурсом, не несут на себе целевой нагрузки, в отношении туристской природной ренты видится актуальным ввести подобную функцию для финансового обеспечения устойчивого развития курортов и лечебно-оздоровительных местностей.
Следует отметить, что в отношении недр методология расчета и сбора ренты проработана достаточно основательно. «Белым пятном» отечественной налоговой системы являются финансовые отношения между собственником и пользователем специфических туристских ресурсов, неисчерпаемых или условно-неисчерпаемых с точки зрения технологии использования с туристско-рекреационными целями. В некоторых случаях собственник юридически не может быть установлен, как, например, в отношении лечебного климата (по нашему мнению, климат привязан к местности, а стало быть, к земле, то есть собственником лечебного климата ООПТ должно считаться государство).
Внедрение природной туристской ренты за пользование неисчерпаемыми и условно-неисчерпаемыми туристскими ресурсами в систему ресурсных платежей требует решения ряда методологических и организационных вопросов:
- Принцип и порядок определения размера ренты в зависимости от вида используемого природного туристско-рекреационного ресурса.
- Круг субъектов–плетельщиков туристской ренты – должен включать, по нашему мнению, все субъекты туриндустрии курортных и лечебно-оздоровительных территорий.
- База для расчета размера рентных платежей за пользование неисчерпаемыми природными туристскими ресурсами. Предлагаем в качестве таковой применять площадь занимаемой субъектом хозяйствования земли, то есть включить рентные платежи в арендную плату за землю (земельный налог). С формальной точки зрения это упростит администрирование сбора рентных платежей. По существу же земля представляется наиболее обоснованным (занимаемая площадь в значительной степени коррелирует с размером бизнеса и объемом оказываемых услуг туристам), объективным и документально доказуемым (по сравнению с возможным показателем количества оказанных услуг или обслуженных туристов) и универсальным показателем, характеризующим количество используемого туристского ресурса территории.
- Институт, занимающийся методическим обеспечением расчета природной туристской ренты для различных групп субъектов туриндустрии в зависимости от характера и специфики использования ими природных туристских ресурсов, сбором рентных платежей и целевым использованием образуемого финансового фонда.
- Конкретизация направлений целевого использования финансового фонда, формируемого за счет сбора природной туристской ренты. Общая установка (миссия) может быть сформулирована как обеспечение устойчивой эксплуатации природного капитала туристского региона, под которой понимаем экономическую деятельность, основанную на применении таких методов и технологий использования природного туристского и лечебно-рекреационного капитала, которые позволяют при наименьшем ущербе количеству и качеству ресурсов получить максимальный экономический и социальный эффект от удовлетворения существующих на данный момент потребностей в отдыхе и рекреации, и обеспечить такими же возможностями последующие поколения на тех же условиях.
|