[ЭКОномика природопользования ]
Главная » Статьи » Туристская природная рента

Методологические вопросы определения размера туристской природной ренты

Библиографическая ссылка: Матова Н.И. Методологические вопросы определения размера туристской природной ренты // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных тру­дов по материалам Междуна­родной научно-практической конференции 29 ноября 2013 г.: в 18 частях. Часть 11; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. 163 с. - с.105-108

Внедрение механизма изъятия природной туристской ренты за пользование туристскими ресурсами, в том числе неисчерпаемыми (такими как аттрактивные ландшафтные комплексы, эко- и биосистемы, лечебный климат), в виде, например, взимания налога на туристские ресурсы, требует решения ряда методологических вопросов. И наиболее полемический из них – это определение базы для расчета размера рентных платежей, то есть величины, характеризующей количество используемого туристского ресурса конкретным субъектом хозяйствования. Измерить объем «потребляемого» курортного парка или, например, лечебного климата возможно лишь опосредованно, через показатель, характеризующий величину хозяйственной деятельности субъекта.

Сформулируем требования к показателю, используемому в качестве базы для расчета размера рентных платежей:

  1. Универсальность для всех категорий плательщиков – учитывая, что плательщиками туристской ренты должны быть, по нашему мнению, все субъекты, расположенные на землях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а так же землях рекреационного назначения, то разработка и применение показателей для каждой отрасли или вида деятельности сделает администрирование сбора туристской ренты неоправданно сложным, затратным и непрозрачным.
  2. Сообразность экономической сути туристской ренты как факторного дохода, получаемого от использования именно туристского ресурса, а не капитала, труда или предпринимательского таланта.
  3. Возможность получить достоверную верифицируемую информацию об уровне данного показателя для каждого хозяйствующего субъекта.

Приведем основные варианты показателя, позволяющего соразмерить величину используемого туристского ресурса конкретным субъектом хозяйствования.

Наиболее распространенный подход – расчет величины рентных платежей в зависимости от выручки от продажи турпродукта. Экономическое обоснование апеллирует к сути категории «рента» – это доход, получаемый пользователем в результате эксплуатации ресурса, и передаваемый собственнику как плата за пользование. Поэтому логично исчислять ренту как долю (процент) от дохода. На практике такой подход используют в Германии (Кельн, Вей­мар) при расчете величины сбора на содействие культуре, взимаемого с туристов за проживание в средствах размещения как процент от стоимости услуги, а также в Украине и Республике Беларусь – для исчисления туристского налога аналогичным образом.

С нашей точки зрения, использование показателя дохода от реализации туристского продукта в качестве базы для расчета размера рентных платежей не удовлетворяет второму из сформулированных выше требований. Цена туристских услуг и, соответственно, получаемый от их реализации доход, есть многофакторная величина, качество туристского ресурса территории и степень его использования данным субъектом туриндустрии важный, но далеко не единственный фактор, ее детерминирующий.

Для примера рассмотрим 5-ти звездочный отель и 2-х звездочное частное средство размещения, расположенные на одном курорте и территориально в одинаковой доступности к природным туристским объектам. Во втором случае предприниматель сделал минимальные вложения труда, капитала и предпринимательского таланта, и спрос (доход) на предлагаемый им продукт возникает исключительно из-за наличия в данной местности туристического ресурса. Соответственно, доля природной туристской ренты для данного турпродукта выше, чем в 5-ти звездочном отеле с большими капитальными вложениями в здания, оборудование, значительные текущие затраты на зарплату высококвалифицированного персонала и дорогостоящие расходные материалы. Привлекательность курорта, несомненно, формирует основной поток клиентов и для высококлассного отеля, однако другие аттрактивные факторы также играют значительную роль. Следовательно, и доля дохода от использования именно природного фактора значительно ниже, чем в случае 2-звездочного средства размещения. Рассчитывая же рентный платеж от валовой выручки, мы наоборот, обязуем предприятия более высокого уровня уплачивать больший налог.

Практическая привлекательность и широкая распространенность данного метода исчисления туристского налога (взимаемого с туристов) заключается, по нашему мнению, в том соображении, что спрос более обеспеченных слоев населения менее гибок по цене, поэтому «проще» да и «справедливее» заставить платить больше постояльцев высококлассных средств размещения. Возможно, данная логика имеет право на существование, однако к туристской ренте она не имеет отношения.

Другой метод расчета туристского сбора использует в качестве налогооблагаемой базы количество оказанных услуг – ночь в отеле, билет на культурно-массовое мероприятие и проч. В этом случае взимается фиксированная плата за единицу. Следовательно, для применения данного подхода необходимо установить размер туристского сбора для всех видов товаров и услуг, реализуемых в регионе всеми плательщиками налога. Это противоречит первому из сформулированных требований к показателю, используемому в качестве базы для расчета размера рентных платежей. В отношении же, например, объектов общественного питания, получить достоверную информацию о количестве их посетителей довольно сложно, то есть не соблюдается третье требование.

В результате изучения теории туристской природной ренты, исследования мировой практики сбора туристского налога, институциональных особенностей отечественной экономики, мы пришли к выводу, что в качестве базы для расчета размера рентных платежей целесообразно и экономически обоснованно применять показатель площади занимаемого субъектом хозяйствования земельного участка. Туристская рента, как известно, является разновидностью земельно-природной ренты, природные туристские ресурсы неразрывно связаны с землей, да и собственником природных туристских ресурсов мы считаем собственника земли, на которых они расположены или которым они присущи.  Кроме того, площадь занимаемого хозяйствующим субъектом участка земли в значительной степени коррелирует с размером бизнеса и, следовательно, объемом оказываемых им услуг туристам, то есть опосредовано характеризует количество используемого туристского ресурса территории. Данный показатель является универсальным, объективным и документально доказуемым (верифицируемым).

Размер налоговой ставки предлагается варьировать в зависимости от категории земель, определяемой в том числе свойствами и качеством находящихся на них туристских природных ресурсов, или степенью удаленности от них. Категория и вид земли устанавливается материалами кадастрового дела. С точки зрения налогового администрирования в этом случае рентные платежи объединяются с платежами за землю (арендную плату), что позволит не создавать дополнительных структур для обслуживания предлагаемого туристского налога.

Исчисление туристского налога от площади земельного участка будет стимулировать хозяйствующие субъекты рационально использовать этот уникальный ресурс, повышать эффективность производства продукта или оказания услуг. Для субъектов хозяйствования, на территории которых располагаются туристские природные объекты, в том числе парки, предлагается предоставлять льготы по туристскому налогу в соответствии с понесенными ими затратами на охрану и воспроизводство указанного природного ресурса. Льготы целесообразно предоставлять также субъектам хозяйствования, добровольно несущим затраты по охране и воспроизводству туристских природных объектов местности. Это будет формировать институцию ответственности каждого за состояние природного туристского потенциала территории.

Категория: Туристская природная рента | Добавил: lelj06 (30.01.2015)
Просмотров: 161 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar