[ЭКОномика природопользования ]
Главная » Статьи » Территориальный экологический менеджмент

Развитие методологии экологического менеджмента на туристских предприятиях

Библиографическая ссылка: Хомутникова Н.И. Развитие методологии экологического менедж­мента на турист­ских предприятиях // Отчет по НИР, гос. рег. 01.20.0303319, Инв. № 0220.0502029. Раздел 6.1.- Сочи, 2004. - С.219-246

Состояние окружающей среды, а именно – безопасность ее для здоровья и возможность обеспечить комфортное пребывание на курорте, является одним из факторов, определяющих успешность туристских предприятий, и в частности, коллективных средств размещения, действующих в рекреационных регионах. Учитывая, что состояние воздушного бассейна, водных объектов, отдельных природных комплексов, сохранность биологического разнообразия формируются, как минимум, в общерегиональном масштабе, требуется осознание солидарной ответственности всех хозяйствующих субъектов рекреационных регионов за уровень воздействия на окружающую природную среду. Понимание необходимости локальных действий побуждает гостиницы, санатории, пансионаты, дома отдыха и т.д., чьи клиенты озабочены благоприятностью окружающей их на отдыхе и лечении среды, предпринимать системные действия для оценки и корректировки негативных экологических результатов своей деятельности.

Внедрение в компании системы управления окружающей средой (СУОС), обеспечивающей комплексное решение экологических вопросов через размещение ресурсов, распределение обязанностей и постоянную оценку методов, процедур и процессов, требует значительных затрат времени, организационных усилий, а также материальных ресурсов на оплату услуг специалистов в сфере экологического менеджмента. В то же время, стандарты ISO, распространяющиеся на управление окружающей средой, предлагают коммерческим компаниям и организациям комплекс инструментов и процессов эффективного управления окружающей средой, которые могут быть поэтапно внедрены и объединены с другими существующими элементами административного управления компании. Такими процессами и инструментами являются: экологический аудит и экологическая оценка, экологические этикетки и декларации, оценивание экологической эффективности, оценка жизненного цикла продукции и услуг.

Предлагаемые инструменты экологического менеджмента, с одной стороны, имеют свой специфический предмет и объект воздействия, с другой стороны – дополняют друг друга и на этапе совместного применения образуют единую систему, обеспечивающую благоприятное взаимодействие предприятия с окружающей средой. Оценивание экологической эффективности (ОЭЭ), согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 14031-2001[1] [5] – внутренний процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства достоверной и подтверждаемой текущей проверкой информацией, позволяющей определить, соответствует ли экологическая эффективность организации совокупности критериев, заданных руководством организации. ОЭЭ, как и экологические аудиты[2], помогают руководству организации оценить свою экологическую эффективность, при необходимости идентифицировать области, требующие улучшения. В то же время, если ОЭЭ – это постоянный процесс сбора и оценки данных и информации для обеспечения текущего оценивания эффективности и тенденций ее изменения во времени, то экологические аудиты – периодические проверки, проводимые для подтверждения соответствия деятельности и ее результатов определенным требованиям.

Цель экологических этикеток и деклараций – доведение до потребителя надежной, точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции и услугах, способствование удовлетворению потребностей продукции и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Тем самым стимулируется воздействие рынка на непрерывное улучшение окружающей среды. Экологической маркировке и декларированию посвящены стандарты ГОСТ Р ИСО 14020-99, ГОСТ Р ИСО 14021-2000, ГОСТ Р ИСО 14031-2001.

Оценка жизненного цикла (ОЖЦ) – собирание и оценивание входных и выходных потоков, а также потенциальных воздействий на окружающую среду со стороны продукционной системы на всех стадиях жизненного цикла продукции. С помощью этого процесса оценивают экологические аспекты и потенциальные воздействия на протяжении всего жизненного цикла продукции от приобретения сырья до производства, эксплуатации и утилизации. Процесс ОЖЦ можно считать наиболее детальным, комплексным и всеохватывающим методом управления окружающей средой, различные его аспекты рассматриваются в четырех международных стандартах (ISO 14040 – 14043), двух технических докладах и одной технической спецификации.

Все перечисленные инструменты экологического менеджмента создают и используют определенную информационную систему, обеспечивающую сбор, анализ, подтверждение и адресное направление внутренним и внешним пользователям данных, отражающих результаты воздействия предприятия или организации на окружающую среду. Представляется, что первым шагом к созданию такой системы является внедрение процесса оценивания экологической эффективности, которое позволяет:

  • идентифицировать экологические аспекты;
  • оценить, какие аспекты являются для данной организации (коммерческого предприятия, учреждения) наиболее важными;
  • задать критерии экологической эффективности;
  • оценить соответствие текущей экологической эффективности заданным критериям.

Экологическая эффективность (environmental performance) трактуется в  ГОСТ Р ИСО 14031 как «результаты управления экологическими аспектами организации». Определение данного термина, приводимое в основном стандарте серии ГОСТ Р ИСО 14001-98, и повторяющееся в ГОСТ Р ИСО 14004-98 и ГОСТ Р ИСО 14050-99, рассматривает  экологическую эффективность как результат системы управления окружающей средой и связывает ее с контролированием организацией экологических аспектов, основанных на экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях. Таким образом, определение стандарта ГОСТ Р ИСО 14031 можно считать более универсальным, так как оно предполагает возможность наличия и оценивания экологической эффективности любой организации, в том числе и не имеющей СУОС. Этот момент важен для туристских предприятий, так как, согласно Общественному Регистру сертификации систем экологического менеджмента [4], в нашей стране ни один субъект туриндустрии не имеет сертифицированной системы управления окружающей средой. В целом, по статистике ISO, в мире сертификацию на соответствие требованиям стандарта ISO 14001-96 прошли 377 компаний, заявивших свою принадлежность к отельному и  ресторанному бизнесу [6].

Следует отметить, что понятие Environmental performance встречается и в других документах и международных стандартах, так или иначе затрагивающих вопрос оценки результатов взаимодействия хозяйствующих субъектов с окружающей средой. В Руководстве по отчетности в области устойчивого развития [3] данный термин переведен как «экологическая результативность». При этом переводчики также ссылаются на текст определения, данного в  ГОСТ Р ИСО 14001-98, где речь идет о результатах функционирования системы управления окружающей средой, что дает основание использовать термин «результативность». В Руководстве по открытой отчетности малых и средних предприятий [2] стремление переводчиков использовать термин, отличный от общепризнанного, обосновывается более подробно: результативность характеризует способность достигать желаемые результаты, в то время как эффективность определяется соотношением затраченных ресурсов и созданной в результате производства стоимости. Таким образом, эффективность – это более экономическая категория, измеряемая, как правило, в денежном выражении, когда же речь идет о достижении поставленных целей, решении задач и получении ожидаемых результатов, то корректнее, по мнению переводчиков документов GRI, говорить о результативности.

Предложенные доводы представляются убедительными, и использование термина «результативность» в контексте оценки функционирования системы управления окружающей средой видится более предпочтительным. В то же время, наличие официальной терминологии, закрепленной в государственных стандартах, требует применять для обозначения соответствующих понятий общепринятых терминов с существительным «эффективность».

Процесс оценивания экологической результативности должен проходить по получившей мировое признание модели Деминга PDCA: «Планирование – Выполнение – Проверка – Действие». В силу того, что требования международных стандартов носят описательный характер, прохождение данных этапов, особенно первого, на конкретном предприятии должно сопровождаться научно обоснованными методическими рекомендациями, учитывающими специфику отрасли.

Стадия планирования, согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 14031, состоит из двух этапов:

а) собственно планирование ОЭЭ, под которым, прежде всего, понимается выявление важных экологических аспектов;

2) выбор показателей для ОЭЭ (выбор из числа существующих показателей и разработка новых показателей).

Идентификация экологических аспектов организации – важная исходная составляющая планирования ОЭЭ. Экологический аспект (environmental aspect) – элемент деятельности организации, её продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой (свидетельствующий о взаимодействии с окружающей средой – по ГОСТ Р ИСО 14020-99). В  ГОСТ Р ИСО 14001-98 дается также Примечание: Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду.

Руководство по идентификации важных экологических аспектов, содержащееся в стандартах ГОСТ Р ИСО 14001-98 и ГОСТ Р ИСО 14004-98, выделяет четыре этапа этой операции:

Этап 1. Выбрать вид деятельности, продукцию или услугу.

Этап 2. Идентифицировать экологические аспекты деятельности, продукции или услуги. Следует рассматривать нормальные рабочие условия и потенциально возможные реалистичные аварийные ситуации.

Этап 3. Идентифицировать воздействия на окружающую среду. Воздействие на окружающую среду (environmental impact) – любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, её продукции или услуг [4].

Этап 4. Оценить значительность воздействий.

Таким образом, собственно идентификации экологических аспектов предшествует выбор предмета идентификации, затем следует выявление последствий для окружающей среды создания данного предмета. В таблице 1 приведены результаты идентификации экологических аспектов типичного коллективного средства размещения, действующего в рекреационно-туристском регионе.

Таблица 1.

Идентификация экологических аспектов коллективного средства размещения
и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду.

 

Вид деятельности, продукция или услуга

Экологический аспект деятельности

Воздействие на окружающую среду

  1.  

Услуги проживания

1. Выбросы в воздух стационар­ного генератора, обеспечиваю­щего постоянное / аварийное электроснабжение (стационарные источники).

Загрязнение атмосферного воз­духа СО, твердыми частицами.

2. Аварийные сбросы в воду не­очищенных бытовых вод и кана­лизации – для предприятий, рас­положенных на берегу водоема.

Загрязнение водоемов канализа­ционными стоками.

3. Постоянное образование твер­дых и прочих коммунальных от­ходов.

Участие в увеличении площади открытых городских свалок, за­грязнение почвы, атмосферы при переработке отходов.

4. Постоянное удаление и очистка сточных вод через систему город­ской канализации.

Увеличение нагрузки на город­ские коммуникации, которые по­требляют дополнительные при­родные ресурсы для очистки сточных вод, участие в аварийных сбросах неочищенных сточных вод из сетей «Водоканала».

5. Постоянное использование сы­рья – топлива, электроэнергии.

Потребление ограниченных при­родных ресурсов, используемых для производства электроэнергии и топлива воздействие на экоси­стемы в местах производства и при транспортировке.

  1.  

Услуги общественного питания

1. Постоянное образование твер­дых и прочих коммунальных от­ходов.

Участие в увеличении площади открытых городских свалок за­грязнение почвы, атмосферы при переработке отходов.

2. Постоянные удаление и очистка сточных вод через систему город­ской канализации.

Увеличение нагрузки на город­ские коммуникации, которые по­требляют дополнительные при­родные ресурсы для очистки сточных вод, участие в аварийных сбросах неочищенных сточных вод из сетей «Водоканала».

3. Постоянное использование сы­рья – топлива, электроэнергии.

Потребление ограниченных при­родных ресурсов, используемых для производства электроэнергии и топлива.

  1.  

Целевые тури­стские услуги (обеспечение отдыха и раз­влечений на водоемах, про­чих природных туристских объектах, са­наторное лече­ние)

1. Постоянные выбросы в воздух автотранспорта (передвижные ис­точники).

Загрязнение атмосферного воз­духа СО

2. Постоянный и аварийный сброс в воду ГСМ и проч. загрязняющих веществ при использовании вод­ного транспорта, постоянное и аварийное загрязнение водоемов бытовым мусором.

Загрязнение водоемов нефтепро­дуктами, неочищенными быто­выми стоками, твердым бытовым мусором.

3. Постоянное использование природных ресурсов – лечебных, рекреационных.

Потребление ограниченных при­родных лечебных ресурсов (ми­неральных вод, грязей), увеличе­ние нагрузки на природные ком­плексы (пляжную полосу, парки, природные объекты туристского показа).

 

Четвертый этап идентификации экологических аспектов заключается в оценке важности каждого из выделенных на третьем этапе воздействий на окружающую среду конкретного туристского предприятия – средства размещения. Оценивать рекомендуется такие характеристики, как масштаб и вероятность возникновения воздействия, серьезность и продолжительность последствий. Учитываться должно также наличие законодательных и нормативных требований, регламентирующих наличие и последствия выявленных воздействий, сложность и стоимость их сокращения, степень влияния на заинтересованные стороны. В таблице 2 приведен перечень нормативных актов, регламентирующих на текущий момент экологические аспекты основных видов деятельности коллективных средств размещения, расположенных в рекреационных регионах нашей страны.

 

Таблица 2.

Законодательные и нормативные акты, регламентирующие

экологические аспекты деятельности коллективных средств размещения.

 

Регламентируемый экологический аспект деятельности

Вид деятельности, продукция или услуга,

Законодательный, нормативный акт

 

Выбросы в воздух СО

Услуги проживания, целевые туристские услуги

  1. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 / "Российская газета", 21.06.2003, N 120.
  2. О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182.
  3. О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183.

 

Сбросы в воду не­очищенных быто­вых вод и канали­зации, ГСМ и про­чих загрязняющих веществ, бытового мусора.

Услуги проживания, целевые туристские услуги

  1. О плате за пользование водными объектами: Федеральный Закон от 6 мая 1998 года N 71-ФЗ / в ред. Федеральных законов от 30.03.1999 N 54-ФЗ, от 07.08.2001 N 111-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ
  2. Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии. / Утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. №383.

 

Использование природных ресурсов

Целевые туристские услуги

  1. О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации: Федеральный Закон от 11 ноября 2003 года N 148-ФЗ (Раздел VIII части второй Налогового кодекса Российской Федерации, глава 25.1. «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов»)
  2. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный Закон от 25 июня 2002 г.N 73-ФЗ / в ред. Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ.

 

Образование твердых и прочих коммунальных отходов

Услуги проживания, общественного питания

Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632.

 

 

Кроме того, все выявленные экологические аспекты подпадают под действие следующих нормативных актов:

  1. Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632.
  2. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений / Утверждено Председателем ГК РФ по охране окружающей среды 6 сентября 1999 года.

 

На основании данных таблицы можно сделать вывод, что законодательство в наибольшей степени регламентирует такие экологические аспекты, как выбросы в атмосферный воздух и сбросы в воду загрязняющих веществ. С точки зрения юридических и финансовых последствий данных негативных воздействий, перечисленные экологические аспекты необходимо считать важными.

Второй этап планирования ОЭЭ заключается в выборе показателей, позволяющих дать объективную оценку экологической результативности компании. В целом, стандарт ГОСТ Р ИСО 14031 рассматривает оценивание экологической эффективности как процесс, способствующий принятию управленческих решений, относящихся к экологической эффективности, методом выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям экологической эффективности, составления отчетности и распространения информации, периодического пересмотра и улучшения этого процесса. Таким образом, основным инструментом оценивания выступают критерии и показатели экологической эффективности.

Критерий экологической эффективности (environmental performance criterion) – целевой или плановый экологический показатель или другой предусмотренный уровень экологической эффективности, заданный руководством организации и используемый для целей оценивания экологической эффективности.

Стандарт предполагает наличие системы показателей, которыми может быть определен желаемый и охарактеризован текущий уровень экологической результативности компании. Классификация показателей в зависимости от объекта оценивания представлена на рис.1.

 

Показатели оценивания экологической эффективности

Показатели состояния окружающей среды (ПСОС)

Показатели экологической эффективности (ПЭЭ)

 

 

Показатели эффективности управления (ПЭУ)

Показатели эффективности функционирования (ПЭФ)

       

Рис.1. Классификация показателей в зависимости от объекта оценивания экологической эффективности.

Показатели оценивания экологической результативности различаются также по уровню планирования экологической деятельности компании, на котором они применяются. Так, целевой экологический показатель (environmental objective), представляющий собой общий целевой показатель состояния окружающей среды и вытекающий из экологической политики, характеризует уровень экологической эффективности, который организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально. Целевой экологический показатель можно отнести к стратегическому уровню планирования.

Под плановым экологическим показателем (environmental target) стандарт понимает детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое организации в целом или её частям. Перечень и содержание плановых экологических показателей формируется на основе целевых экологических показателей таким образом, чтобы с их помощью можно было оценить усилия и степень приближения к целевым показателям. Таким образом, плановые экологические показатели используются на кратко- и среднесрочном, или тактическом, горизонте планирования.

Основные требования к содержанию показателей оценивания экологической эффективности организации и взаимосвязь их классификаций по признакам объекта оценивания и роли в процессе планирования отображены в таблице 3.

Таблица 3.

Комплексная характеристика показателей оценивания
экологической эффективности организации.

 

Показатель

Содержание показателя

Вид показателя

  1.  

Показатель состояния окружающей среды (ПСОС) (environmental condition indicator)

Информирует о местных, региональных, национальных или глобальных условиях окружающей среды. Не измеряет воздействие на нее.

Целевой экологи­че­ский показатель (стратегический уровень планиро­ва­ния)

  1.  

Показатель экологической эффективности (ПЭЭ) (environmental performance indicator)

Конкретная форма представления информации об экологической эффективности организации.

Плановый экологи­ческий по­казатель (тактиче­ский гори­зонт планирования)

 - показатель эффективности управления (ПЭУ) (management performance indicator)

Характеризует усилия руководства, предпринимаемые с целью воздействия на экологическую эффективность организации.

 

- показатель эффективности функционирования (ПЭФ) (operational performance indicator)

Описывает экологическую резуль­тативность функционирования ор­ганизации.

 

 

Компании необходимо определить количество и перечень показателей, достаточных для оценки экологической эффективности с учетом профиля и масштабов деятельности. Стандарт выдвигает требование проверяемости расчетов и исходной информации, сопоставимости в динамике и по отношению к аналогичным аспектам деятельности сходных организаций, для чего рекомендуется использовать удельные показатели, а также требование легкости понимания заинтересованными сторонами как внутри, так и вне компании.

В рассматриваемом стандарте ГОСТ Р ИСО 14031 подчеркивается, что разработка и определение ПСОС являются скорее функцией локальных, региональных, национальных или правительственных органов, неправительственных организаций и научно-исследовательских институтов, чем задачей отдельных предприятий и организаций. Для расчета относительных ПЭФ также могут потребоваться результаты специальных научных исследований. Так, в Руководстве по отчетности в области устойчивого развития [6, с.49]  рекомендуется оценивать соотношение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ со способностью экосистемы поглощать загрязнения, или буферной емкостью экосистемы, определять которую  предприятие или организация не может и не должна.

Пример взаимосвязанного выбора показателей оценки экологической эффективности коллективного средства размещения по аспектам деятельности, признанным важными с точки зрения соответствия требованиям законодательства, приведен в таблице 4.

Таблица 4.

Показатели оценки экологической эффективности
коллективного средства размещения по двум важным экологическим аспектам.

 

Экологический аспект деятельности

Показатель состояния окружающей среды

Показатель эффективности функционирования

Показатель эффективности управления

  1.  

Выбросы в воздух СО

- концентрация в воз­духе загрязните­лей в выбранных точках мониторинга;

- уровень непрозрач­ности воздуха про­тив ветра и по ветру отно­сительно объек­тов организации.

 

- частота техни­ческого обслужива­ния транспортных средств, стационар­ного генератора электричества (в ме­сяц, квартал);

- число транспорт­ных средств, обору­дованных техноло­гическими устрой­ствами для сниже­ния вредных выбро­сов (шт., %)

результативность попыток:

- снизить расход то­плива (динамика аб­солютного, удель­ного показателя по­требления),

- улучшить техниче­ское обслуживание транспорта (измене­ние уровня выбро­сов СО при очеред­ной проверке), 

- повысить эффек­тивность использо­вания топлива и ис­пользование альтер­нативных видов то­плива (динамика удельного показа­теля потребления).

  1.  

Сбросы в воду не­очищенных быто­вых вод и канализа­ции, ГСМ и проч. загрязняющих ве­ществ, бытового му­сора.

- концентрация конкретных загряз­нителей в грунтовых или поверхностных водах;

- мутность, изме­ряемая в потоке вблизи места сброса сточных вод;

- концентрация за­грязнителей в жи­вых организмах.

- общее количество загрязняющих ве­ществ, сбрасывае­мых за месяц, год, с разбивкой по видам загрязняющих ве­ществ и указанием регулярности дан­ного воздействия

- количество сбра­сываемого загрязни­теля в отношении к количеству оказан­ных услуг (в расчете на чел/ночь);

- число и сумма штрафов и платежей за лимитные и сверхлимитные сбросы,

- затраты (текущие и капитальные), свя­занные с техниче­скими мерами пре­дотвращения ава­рийных сбросов в воду, а также на внедрение техноло­гии очистки и по­вторного использо­вания воды.

 

Используемая литература.

  1. Общественный Регистр сертификации систем экологического менеджмента [Электронный ресурс] – Общественный Регистр сертификации систем экологического менеджмента поддерживается РОО "Эколайн" на некоммерческой основе.© Эколайн, 1998-2001.  – Электрон. дан. (1файл). – М., 2003. – Режим доступа: http://www.14000.ru/register/register.php. – Загл. с экрана.
  2. Руководство по открытой отчетности малых и средних предприятий. / Пер. с англ. ©2003 Эколайн. – М.: РОО «Эколайн», 2003. – 74 с.
  3. Руководство по отчетности в области устойчивого развития. / Пер. с англ. ©2003 Эколайн. – М.: РОО «Эколайн», 2003. – 106 с.
  4. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению: Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14001-98 // Введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 года № 378.
  5. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования: Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14031-2001 // Введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 апреля 2001 г. № 193-ст.
  6. ISO. The ISO Survey of ISO 9001:2000 and ISO 14001 Certificates: 2003. - Geneva, 2004.
 

[1] Этот стандарт развивает положения ГОСТ Р ИСО 14001 и ГОСТ Р ИСО 14004, но может быть использован также независимо от них.

[2] Подробные указания по экологическому аудиту приведены в ГОСТ Р ИСО 14010 и ГОСТ Р ИСО 14011.

Категория: Территориальный экологический менеджмент | Добавил: lelj06 (18.02.2015)
Просмотров: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar