[ЭКОномика природопользования ]
Главная » Статьи » Территориальный экологический менеджмент

Развитие методологии оценивания экологической эффективности коллективного средства размещения (окончание)

начало статьи здесь

Планирование процесса оценивания экологической эффективности следует, на наш взгляд,  дополнить третьим этапом, называемым «ресурсно-функциональное планирование процесса ОЭЭ». Косвенно на его необходимость указывает сам стандарт ГОСТ Р ИСО 14031-2001 в п.4.2.1. «Планирование ОЭЭ. Общее руководство»: «Управляющим персоналом должны быть предусмотрены финансовые, материальные и людские ресурсы, необходимые для проведения ОЭЭ».

В организационной структуре коллективных средств размещения рекомендуется предусмотреть отдел или штатную единицу, основным функционалом которого (которой) будет курирование экологической составляющей деятельности средства размещения. Целесообразно, чтобы данная организационная единица входила в структуру инженерного (технического) отдела, так как вопросы воздействия предприятия на окружающую среду в наибольшей степени связаны с технологическими характеристиками оборудования и свойствами используемых технологий. В то же время, наличие специфического объекта деятельности – окружающей среды, а также необходимость тесного взаимодействия с другими структурными единицами предприятия (юридическим отделом, финансовой службой), делает обоснованным выделения специализированной организационной единицы, например, назначение заместителя главного инженера по экологии, создание отдела экологического менеджмента.

В ходе планирования процесса оценивания экологической эффективности средства размещения подобная специализированная организационная единица выполняет следующие функции:

1. На основании полученных полномочий и возложенных обязательств, оформленных соответствующим образом (должностные инструкции, Положение об отделе и т.п.) координировать работу:

  • юридического отдела по анализу требований действующего природоохранного законодательства РФ, субъекта Федерации и органов местного самоуправления, а также дальнейшей актуализации данной информации,
  • технического (инженерного) отдела по выявлению на основе анализа технической документации вредного воздействия, оказываемого на окружающую среду различными видами деятельности данного средства размещения,
  • финансового отдела по составлению перечня платежей, осуществляемых средством размещения и связанных с воздействием на окружающую среду (платежи за выбросы, сбросы, отходы в пределах лимитов и сверх них, штрафы за нарушения природоохранного законодательства и т.д.).
  1. Используя информацию инженерной службы, определить экологические аспекты деятельности средства размещения (составить матрицу Леопольда), с учетом результатов анализа законодательства и фактических расходов предприятия выявить важные экологические аспекты.
  2. Выбрать показатели состояния окружающей среды по важным экологическим аспектам данного средства размещения, определить перечень данных, необходимых для расчета ПСОС и ПЭФ, определить источники и (или) способы их получения, разработать и утвердить план (график) мероприятий по сбору необходимой информации.
  3. Определить ответственность управленческого персонала разного уровня и функционала в области экологической эффективности предприятия, разработать дополнительные экологические требования к выполняемым профессиональным обязанностям и совместно с кадровой службой внести соответствующие изменения в должностные инструкции и Положения об отделах.
  4. Совместно с руководителями видов деятельности, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, составить план мероприятий по повышению их экологической эффективности, определить показатели эффективности управления.

Результатом планирования процесса ОЭЭ должны стать разработка и утверждение высшим руководством документа «Программа оценивания экологической эффективности средства размещения».

Литература.

  1. Air Quality Guidelines for Europe. WHO Regional Publications, European Series No.23. — Copenhagen: WHO, Regional Office for Europe, 1987. — 425 р.
  2. О введении в действие санитарных правил (вместе с "Гигиеническими требованиями к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. САНПиН 2.1.6.1032-01"): Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 № 14 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 31, 30.07.2001.
  3. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Издание 6-е. СПб, 2005 г.
  4. Руководство по открытой отчетности малых и средних предприятий. / Пер. с англ. ©2003 Эколайн. – М.: РОО «Эколайн», 2003. – 74 с.
  5. Руководство по отчетности в области устойчивого развития. / Пер. с англ. ©2003 Эколайн. – М.: РОО «Эколайн», 2003. – 106 с.
  6. Сборник санитарно-гигиенических нормативов и методов контроля вредных веществ в объектах окружающей природной среды. — М.: Искусство, 1991. — 370 с.
  7. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению: Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14001-98 // Введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 года № 378.
  8. Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования: Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14031-2001 // Введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 апреля 2001 г. № 193-ст.
  9. Эстетика природы. – М.: Изд-во Института философии РАН, 1994. – 230 с.
Категория: Территориальный экологический менеджмент | Добавил: lelj06 (18.02.2015)
Просмотров: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar